Еще каких-то 20 лет назад вопрос выбора велосипеда по росту даже не стоял. Подросткам покупали стандартных Аистов и Школьников, женщины довольствовались Салютами, а мужчины гордо крутили педали тяжелых моделей типа «Минск» или «Украина». То есть размеров как таковых было только три: маленький, средний и большой. Сегодняшние байки стали куда разнообразнее и удобнее – теперь мы можем подобрать идеальную для себя модель с учетом своего роста и особенностей телосложения.
Принцип работы и устройство велосипеда
За последние полторы сотни лет конструкция велосипеда не претерпела особых изменений – прогресс коснулся только используемых материалов и компоновки отдельных рабочих узлов.
Появились амортизированные передние вилки, поглощающие удары и вибрации на неровной дороге, различные виды тормозных систем, а в некоторых моделях стали устанавливать трансмиссию, позволяющую использовать десятки скоростных передач.
Основные элементы велосипеда остались прежними:
1. Рама – опорная конструкция, к которой крепятся все прочие детали.
2. Два колеса: направляющее переднее и ведущее заднее; именно с его помощью можно управлять байком.
3. Руль, соединенный с передней вилкой.
4. Каретка с шатунами педалей и ведущей звездой (одной или несколькими).
5. Задняя звездочка или целая система, соединенная цепью с передними шестернями.
6. Тормоза и седло.
Виды велосипедов
Горные
Маунтинбайки предназначены для езды по бездорожью, но использовать их можно и в городе, особенно если асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего.
Внешне они отличаются от остальных велосипедов большими колесами диаметром от 26 дюймов и высоко задранной кареткой. Это позволяет МТВ легче преодолевать препятствия на дороге, а широкие покрышки с агрессивным протектором прекрасно держатся даже на скользком и сыпучем грунте.
Горные велосипеды имеют относительно легкую, но очень прочную раму, часто изготовленную по технологии баттинга из труб с утолщенными концами. Она редко бывает жесткой: обычно на таких байках устанавливается длинноходовая амортизированная вилка, а в некоторых моделях – еще и задний подвес.
Кроме того, конструкция МТВ предусматривает наличие трансмиссии (своеобразной коробки передач) и сверхнадежных дисковых тормозов.
Плюсы:
- Очень прочные и надежные;
- Позволяют экономить силы на подъемах за счет переключения передач;
- Уверенно держатся на бездорожье и спокойно преодолевают крупные препятствия;
- Имеют хорошую амортизацию и отзывчивые тормоза;
- Могут использоваться в любое время года.
Минусы:
- Одни из самых дорогих велосипедов.
Руль горного байка практически всегда идет с большим нерегулируемым выносом, а передний треугольник рамы здесь чуть длиннее, чем на городских моделях. Из-за этого приходится подбирать не только общую высоту рамы под свой рост, но и проверять, насколько удобной для вас будет «спортивная» посадка с наклоненным вперед корпусом.
Шоссейные (дорожные)
В отличие от маунтинбайков, эти велосипеды лучше чувствуют себя на ровной дороге. Они высокие, легкие и очень быстрые.
На дорожные велосипеды ставят большие колеса диаметром 28-29 дюймов, но с узкими и почти гладкими покрышками (сликами). Рамы шоссейников всегда жесткие, без амортизаторов, могут выполняться из титанового сплава, карбона или алюминия, хотя существуют и стальные модели.
Главное отличие дорожных велосипедов – низкий, загнутый «бараном» руль и длинная подседельная труба. Такая конструкция обеспечивает посадку с горизонтальным положением корпуса, что позволяет уменьшить сопротивление встречных потоков воздуха.
Плюсы:
- На ровной трассе развивают высокую скорость;
- Очень легкие – вес шоссейного велосипеда не превышает 8,5-10 кг;
- Оснащаются надежными тормозами;
- Некоторые модели могут иметь трансмиссию с большим количеством передач (около 30).
Минусы:
- Неустойчивы на плохих дорогах;
- Больше подходят для гонок, чем для комфортной езды.
Трюковые (ВМХ)
Небольшие байки на 20-дюймовых колесах с очень короткой, почти детской рамой. Внешне они выглядят как подростковые модели, имеют низко расположенное седло или вовсе обходятся без него. Но несмотря на «игрушечный» вид, запас прочности у ВМХ-велосипедов нереально высокий.
Все благодаря максимально простой и надежной конструкции – без лишних узлов и ненужных деталей. Амортизация здесь отсутствует в принципе, а тормозная система не является обязательной.
Плюсы:
- Очень крепкие и спокойно переносят прыжки с высоты;
- Маневренные и легкие;
- Укороченная база позволяет выполнять эффектные трюки;
- Стоят относительно недорого.
Минусы:
- Не рассчитаны на скоростную и сколько-нибудь длительную езду.
Городские
Симпатичные прогулочные модели для приятного, неагрессивного катания. От спортивных байков отличаются коротким основанием рамы и изогнутым рулем. Благодаря такой конструкции сидеть на них можно с выпрямленной спиной и расслабленными руками.
Низкий центр тяжести обеспечивает ситибайкам хорошую устойчивость на дороге, а различные защитные накладки избавляют от необходимости слишком часто чистить рабочие узлы велосипеда. В общем, сплошной комфорт и никаких хлопот для владельца.
Городские велосипеды редко оснащаются трансмиссией, но можно найти модели с переключателями на 3-7 скоростей. Здесь под обвеской чаще подразумевают наличие мелких, но приятных дополнений: корзины, багажника, широких крыльев, подножки.
На быструю езду или серьезные нагрузки ситибайки не рассчитаны, поэтому они могут иметь складную раму и самую простую ригидную вилку без амортизаторов.
Плюсы:
- Легкие и маневренные;
- Устойчивы на дороге;
- Хороший уровень защиты основных рабочих механизмов от грязи;
- Большой выбор складных моделей;
- Доступная цена.
Минусы:
- Не слишком быстрые;
- Плохо подходят для езды по пересеченной местности.
Выбор размера велосипеда
Ростовка (размер рамы)
Мы не зря так подробно остановились на разновидностях велосипедов, поскольку в каждом рассмотренном семействе оптимальный размер рамы для одного и того же человека будет разным.
Производители традиционно обозначают этот параметр буквами S, M, L, XL и т. д. Но такая маркировка не дает точного представления о высоте велосипеда – это всего лишь ориентиров (и очень приблизительный).
Для велосипедистов ростом 150-160 см подходят маленькие рамы:
1. В случае маунтинбайков это XS – 15-дюймовые модели (37,9 см);
2. Шоссейники короче и выше, поэтому здесь размер рамы соответствует 49-51 см;
3. Трюковый ВМХ должен идти размером 20 дюймов.
При росте 160-170 см:
1. Для МТВ нужна рама S или М – эти обозначения соответствуют 16-17″ или 40,6-43,0 см;
2. Дорожные велосипеды попадают только в категорию Small и идут размером 51-54 см;
3. В случае с ВМХ берите те же 20-дюймовки.
Рослым людям от 170 до 185 см подойдут велосипеды с такими размерами:
1. L – для горных моделей с рамами 18 или 19″ (45,7-48,0 см);
2. М – для дорожных байков (55-57 см);
3. 20,5 дюйма – для трюковых.
При росте до 190 см нужно выбирать большие рамы:
1. XL, если ищете маунтинбайк – в цифрах это 20-21″ или 50,8-53,1 см;
2. L, если нужен шоссейный велосипед – его размеры должны соответствовать 58-60 см;
3. 21 дюйм для ВМХ (выше этого значения подниматься не следует, даже если ваш собственный рост под два метра).
Двухметровым спортсменам понадобятся самые крупные велосипеды:
1. Горные размером XXL – такая маркировка соответствует 22-23″ или 55,8-58,1 см;
2. Дорожные модели с двумя «иксами» не выпускаются – здесь максимальный размер соответствует 61-63 см и записывается как XL.
Для городских велосипедов столь тщательный подбор размеров рамы не нужен, поэтому производители предлагают всего три варианта:
1. Small – для людей ростом не выше 165 см;
2. Middle – для тех, кто попадает в интервал 165-180 см;
3. Large – для рослых велосипедистов от 180 см и выше.
Определить «свою» ростовку можно и расчетным методом. Для этого вам необходимо измерить длину внутренней стороны ноги от паха до пятки. Полученное значение умножьте на коэффициент 0,66, если покупаете шоссейник, или на 0,57 (для маунтинбайка). Результат – это и есть оптимальный для вас размер рамы. Готовую цифру в сантиметрах можно перевести в дюймы, разделив ее на 2,54.
Такой метод поможет вам правильно подобрать велосипед при покупке в интернет-магазине. Но лучше все-таки найти возможность «примерить» понравившуюся модель и убедиться, что вы друг другу подходите.
Размер колес
Этот параметр тоже зависит от роста велосипедиста, хоть и не играет такой важной роли, как размер рамы. Кроме того, диаметр колес определяется и назначением выбранного байка.
Например, для МТВ нормой считается использование обода 26″, хотя людям ростом выше 180 см удобнее будет кататься на так называемых найнерах с 29-дюймовыми колесами. Трюковые модели практически все идут с 20″ ободами, а на шоссейники ставят колеса 28-29″.
Очень важно правильно подбирать этот показатель при покупке детского велосипеда – диаметр колес должен четко соответствовать росту ребенка:
1. Для трехлетних малышей не выше метра нужны колеса до 12″;
2. Дошколятам ростом 100-120 см подойдут 14- или 16-дюймовые модели;
3. Лет до 10, если у ребенка рост 115-135 см, можно использовать велосипед с колесами на 18 дюймов;
4. Подросткам до 145-150 см подойдут 20-дюймовые обода или 24″ в случае с МТВ.
Правила «примерки»
Если вы покупаете велосипед в магазине или на рынке, у вас появляется возможность примерить конкретную модель. Для этого поставьте байк между ног. В таком положении верхняя труба рамы должна находиться не меньше чем в 10-15 см от паха.
Хорошо, если продавец позволит вам прокатиться на выбранном велосипеде. Это поможет понять, насколько удобно будет им пользоваться при вашей комплекции.
Помните, что во время езды нога в колене должна полностью выравниваться, когда педаль уходит в крайнее нижнее положение. Разница в несколько сантиметров некритична – ее вполне можно нивелировать регулировкой сиденья.
Детские велосипеды подбирают иначе. Нужно, чтобы ребенок легко доставал стопой до земли, не вставая с седла – только это убережет малыша от неудачных падений.
Какой размер велосипеда выбрать
1. Если вы поклонник агрессивной или просто скоростной езды, берите байк немного меньше по размеру, чем предлагает производитель – так ним будет проще управлять.
2. При лишнем весе или проблемах с подвижностью суставов также стоит отклониться от предложенной ростовки и взять модель на дюйм или два меньше. Обратите внимание и на расположение верхней трубы рамы: чтобы вам было легче садиться и вставать с велосипеда, она должна опускаться под большим углом к горизонтали.
3. Для выполнения трюков и финтов опять-таки ищите раму покороче – в идеале на 2 дюйма.
4. Высоким и худощавым велосипедистам лучше покупать велосипед чуть большего размера, чем предписывается людям их роста. Это связано с особенностями конституции: как правило, у таких спортсменов очень длинные руки, что позволяет им с комфортом кататься на больших байках.